Неточные совпадения
Xлестаков. Это ничего! Для
любви нет различия; и Карамзин сказал: «
Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй… Руки вашей, руки прошу!
Он не думал, что тот христианский
закон, которому он всю жизнь свою хотел следовать, предписывал ему прощать и любить своих врагов; но радостное чувство
любви и прощения к врагам наполняло его душу.
Она оставляла жизнь без сожаления, не боялась смерти и приняла ее как благо. Часто это говорят, но как редко действительно бывает! Наталья Савишна могла не бояться смерти, потому что она умирала с непоколебимою верою и исполнив
закон Евангелия. Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная
любовь и самоотвержение.
— Он — из тех, которые думают, что миром правит только голод, что над нами властвует лишь
закон борьбы за кусок хлеба и нет места
любви. Материалистам непонятна красота бескорыстного подвига, им смешно святое безумство Дон-Кихота, смешна Прометеева дерзость, украшающая мир.
Много мыслительной заботы посвятил он и сердцу и его мудреным
законам. Наблюдая сознательно и бессознательно отражение красоты на воображение, потом переход впечатления в чувство, его симптомы, игру, исход и глядя вокруг себя, подвигаясь в жизнь, он выработал себе убеждение, что
любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении. Где же благо? Где зло? Где граница между ними?
Хотя
любовь и называют чувством капризным, безотчетным, рождающимся, как болезнь, однако ж и она, как все, имеет свои
законы и причины.
А если до сих пор эти
законы исследованы мало, так это потому, что человеку, пораженному
любовью, не до того, чтоб ученым оком следить, как вкрадывается в душу впечатление, как оковывает будто сном чувства, как сначала ослепнут глаза, с какого момента пульс, а за ним сердце начинает биться сильнее, как является со вчерашнего дня вдруг преданность до могилы, стремление жертвовать собою, как мало-помалу исчезает свое я и переходит в него или в нее, как ум необыкновенно тупеет или необыкновенно изощряется, как воля отдается в волю другого, как клонится голова, дрожат колени, являются слезы, горячка…
«Моя ошибка была та, что я предсказывал тебе эту истину: жизнь привела бы к ней нас сама. Я отныне не трогаю твоих убеждений; не они нужны нам, — на очереди страсть. У нее свои
законы; она смеется над твоими убеждениями, — посмеется со временем и над бесконечной
любовью. Она же теперь пересиливает и меня, мои планы… Я покоряюсь ей, покорись и ты. Может быть, вдвоем, действуя заодно, мы отделаемся от нее дешево и уйдем подобру и поздорову, а в одиночку тяжело и скверно.
И это не может быть иначе, потому что взаимная
любовь между людьми есть основной
закон жизни человеческой.
Жалость, милосердие,
любовь есть благодатное дело свободы, а не принуждающего
закона.
Нельзя достаточно сильно подчеркивать, что абсолютная Христова
любовь есть новая благодатная жизнь духа, а не
закон для относительной материальной жизни.
Не далее как дней пять тому назад, в одном здешнем, по преимуществу дамском, обществе он торжественно заявил в споре, что на всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных, что такого
закона природы: чтобы человек любил человечество — не существует вовсе, и что если есть и была до сих пор
любовь на земле, то не от
закона естественного, а единственно потому, что люди веровали в свое бессмертие.
Иван Федорович прибавил при этом в скобках, что в этом-то и состоит весь
закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только
любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь.
Великий царь, отсрочь мое изгнанье, —
Огонь
любви моей воспламенит
Снегурочки нетронутое сердце.
Клянусь тебе великими богами,
Снегурочка моей супругой будет,
А если нет — пускай меня карает
Закон царя и страшный гнев богов.
Но в дионисической стихии
любви есть правда возвышения над властью
закона.
Нельзя отказаться от
любви, от права и свободы
любви во имя долга,
закона, во имя мнения общества и его норм, но можно отказаться во имя жалости и свободы.
Нельзя написать драмы, романа, лирического стихотворения, если нет конфликта, столкновения с нормой и
законом, нет «незаконной»
любви, внутренних сомнений и противоречий, нет всего того, что представляется недопустимым с точки зрения «
закона» установившегося ортодоксального мнения.
Настанет год — России черный год, —
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю
любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит
закон;
Когда чума от смрадных мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать;
И станет глад сей бедный край терзать,
И зарево окрасит волны рек: —
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож.
И, наоборот, связь, освященную церковным
законом, при отсутствии
любви, при насилиях родителей и денежных расчетах считают безнравственной, она может быть прикрытым развратом.
Серьезную и глубокую связь между мужчиной и женщиной, основанную на подлинной
любви, интеллигентные русские считают подлинным браком, хотя бы он не был освящен церковным и государственным
законом.
Внутри новозаветного откровения нет
закона, нет государства, нет семьи, нет никакого принудительного порядка, есть только благодать,
любовь, свобода.
Мир не мог еще существовать без принуждения и
закона, он не родился еще для благодатной жизни в порядке свободы и
любви.
В религии Христа кровавая жертва заменяется жертвой бескровной — евхаристией, приобщением к вселенской жертве Христа, отменившей все другие жертвы, а
Закон заменяется свободной
любовью.
Закон Ветхого Завета, как и всякий
закон до Христа, был лишь предварительным подготовлением человечества к принятию религии
любви и свободы.
Религия Христа не есть уже религия жертвы и
закона, а религия
любви и свободы.
Муж и жена в обществе суть два гражданина, делающие договор, в
законе утвержденный, которым обещеваются прежде всего на взаимное чувств услаждение (да не дерзнет здесь никто оспорить первейшего
закона сожития и основания брачного союза, начало
любви непорочнейшия и твердый камень основания супружнего согласия), обещеваются жить вместе, общее иметь стяжание, возращать плоды своея горячности и, дабы жить мирно, друг друга не уязвлять.
— Это вздор: родительская
любовь предрассудок — и только. Связь есть потребность,
закон природы, а остальное должно лежать на обязанностях общества. Отца и матери, в известном смысле слова, ведь нет же в естественной жизни. Животные, вырастая, не соображают своих родословных.
То же должно сказать и о бедствиях, которые, в форме повальных болезней, неурожаев и проч., постигают человеческий род и которые поистине были бы непереносны, если б бедствующему человеку не являлась на помощь
любовь к отечеству, споспешествуемая благотворным сознанием, что
закон неукоснительно преследует людей, не умеющих быть твердыми в бедствиях".
Юношеский угар соскользнул быстро. Понятие о зле сузилось до понятия о лихоимстве, понятие о лжи — до понятия о подлоге, понятие о нравственном безобразии — до понятия о беспробудном пьянстве, в котором погрязало местное чиновничество. Вместо служения идеалам добра, истины,
любви и проч., предстал идеал служения долгу, букве
закона, принятым обязательствам и т. д.
— Да-с, Маркову, именно! — подтвердил Забоков. — Вы вот смеяться изволите, а, может быть, через ее не я один, ничтожный червь, а вся губерния страдает. Правительству давно бы следовало обратить внимание на это обстоятельство.
Любовь сильна: она и не такие умы, как у нашего начальника, ослепляет и уклоняет их от справедливости, в
законах предписанной.
Ему противно было слушать, как дядя, разбирая
любовь его, просто, по общим и одинаким будто бы для всех
законам, профанировал это высокое, святое, по его мнению, дело. Он таил свои радости, всю эту перспективу розового счастья, предчувствуя, что чуть коснется его анализ дяди, то, того и гляди, розы рассыплются в прах или превратятся в назем. А дядя сначала избегал его оттого, что вот, думал, малый заленится, замотается, придет к нему за деньгами, сядет на шею.
— Я? О! — начал Александр, возводя взоры к небу, — я бы посвятил всю жизнь ей, я бы лежал у ног ее. Смотреть ей в глаза было бы высшим счастьем. Каждое слово ее было бы мне
законом. Я бы пел ее красоту, нашу
любовь, природу...
Не довлело любящему божеству быть связанным с возлюбленною им натурою мира одною внешнею связью естественного
закона и порядка; оно желало иметь с нею внутренний союз свободной
любви, для коего твари являлись неспособными.
«Я, Сусанна Николаевна Марфина, обещаюсь и клянусь перед всемогущим строителем вселенной и перед собранными здесь членами сей достопочтенной ложи в том, что я с ненарушимою верностью буду употреблять все мои способности и усердие для пользы, благоденствия и процветания оной, наблюдать за исполнением
законов, порядком и правильностью работ и согласием членов сей ложи между собою, одушевляясь искреннейшею к ним
любовью. Да поможет мне в сем господь бог и его милосердие. Аминь!»
Для покорения христианству диких народов, которые нас не трогают и на угнетение которых мы ничем не вызваны, мы, вместо того чтобы прежде всего оставить их в покое, а в случае необходимости или желания сближения с ними воздействовать на них только христианским к ним отношением, христианским учением, доказанным истинными христианскими делами терпения, смирения, воздержания, чистоты, братства,
любви, мы, вместо этого, начинаем с того, что, устраивая среди них новые рынки для нашей торговли, имеющие целью одну нашу выгоду, захватываем их землю, т. е. грабим их, продаем им вино, табак, опиум, т. е. развращаем их и устанавливаем среди них наши порядки, обучаем их насилию и всем приемам его, т. е. следованию одному животному
закону борьбы, ниже которого не может спуститься человек, делаем всё то, что нужно для того, чтобы скрыть от них всё, что есть в нас христианского.
Отказываются от участия в суде, потому что считают всякий суд исполнением
закона мести, не совместимого с христианским
законом прощения и
любви.
«Неразумно, — говорит человек общественный, — жертвовать благом своим, своей семьи, своего отечества для исполнения требований какого-то высшего
закона, требующего от меня отречения от самых естественных и добрых чувств
любви к себе, к своей семье, к родине, к отечеству, и, главное, опасно отвергать обеспечение жизни, даваемое государственным устройством».
Да будет мир со всеми, кто ищет мира, и всепобеждающая
любовь да будет негибнущим наследием всякой души, добровольно подчиняющейся
закону Христа...
Но когда я говорил, что такого ограничения не сделано в божьем
законе, и упоминал об обязательном для всех христианском учении братства, прощения обид,
любви, которые никак не могли согласоваться с убийством, люди из народа обыкновенно соглашались, но уже с своей стороны задавали мне вопрос: каким же образом делается то, спрашивали они, что правительство, которое, по их понятиям, не может ошибаться, распоряжается, когда нужно, войсками, посылая их на войну, и казнями преступников?
Саша мне дочь по праву, по
закону, а эту я
любовью моею себе дочерью сделал.
С возвращением в Уфу к обыденной, праздной, городской жизни, вероятно, всё бы это усилилось; но тяжкое, страдальческое положение уже действительно умирающего отца поглотило все тревоги, наполнило собою ум и чувства Софьи Николавны, и она предалась вся безраздельно, согласно
закону своей нравственной природы, чувству дочерней
любви.
На все такие предварительные условия и предъявления будущих прав жены Алексей Степаныч отвечал с подобострастием, что «все желания Софьи Николавны для него
закон и что его счастие будет состоять в исполнении ее воли…», и этот ответ, недостойный мужчины, верный признак, что на
любовь такого человека нельзя положиться, что он не может составить счастья женщины, — мог понравиться такой умной девушке.
Любовь,
любовь Ирины — вот что стало теперь его правдой, его
законом, его совестью…
Али, по-вашему,
закон ничего не значит?» Под такими началами, разумеется, чувотво
любви в Катерине не находит простора и прячется внутрь ее, сказываясь только по временам судорожными порывами.
— Что за вздор такой вы сказали! Где же есть для
любви законы? Люблю — вот и все.
— А если „
законы осуждают предмет моей
любви“? — улыбаясь, продекламировала Даша.
Авдотья Назаровна. За делом, батюшка! (Графу.) Дело вас касающее, ваше сиятельство. (Кланяется.) Велели кланяться и о здоровье спросить… И велела она, куколочка моя, сказать, что ежели вы нынче к вечеру не приедете, то она глазочки свои проплачет. Так, говорит, милая, отзови его в стороночку и шепни на ушко по секрету. А зачем по секрету? Тут всё люди свои. И такое дело, не кур крадем, а по
закону да по
любви, по междоусобному согласию. Никогда, грешница, не пью, а через такой случай выпью!
— В чем же опасность? — спросил я. — Ведь прогресс — в делах
любви, в исполнении нравственного
закона. Если вы никого не порабощаете, никому не в тягость, то какого вам нужно еще прогресса?
Это, конечно, не достоинство, если смотреть на дело только со стороны требований жизни гражданственной, но зато это порука в пользу
любви русского человека к тишине и созерцательному настроению, которое он ограждает своею уступчивостью по изречению: «будь ты мне как мытарь», то есть как чужой, как человек, с которым я ничем не связан, кроме
закона человеколюбия.
«…Вы пишете, что борьба за
любовь есть
закон природы, и предлагаете мне своего рода поединок…